2004-04-06 00:00:00
Скульптура изначально делалась не на века. Она предназначалась только для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Потом ее спешно - всего за четыре месяца - смонтировали. Как она простояла у ВДНХ с 1939-го, уму непостижимо. Специалисты говорят, что конструкция могла развалиться в любой момент. Предварительный вердикт специалистов ООО "Производственно-творческие мастерские "БИОР" был таков: памятник находится в "остроаварийном" состоянии. Внутренний, несущий каркас проржавел, заплатки на монументе были видны за километр. Как выяснили реставраторы, ударная вязкость довоенного металла равна нулю. Это значит, что перепады температуры стремительно разрушали "Рабочего и колхозницу". Во времена создания скульптуры не было технологий, связанных с работой из листовых нержавеющих материалов. Сталь предназначалась преимущественно для самолетостроения. Профессор Львов - инженер-конструктор памятника - был авиаконструктором. Именно он предложил вариант сварки нержавеющего и черного металлов. Так же, как и в самолете, в скульптуре есть основной и промежуточный каркас. Нержавеющая внешняя часть приваривается к промежуточному каркасу с помощью специальных переборок - клямер. Коррозия фактически разрушила всю старую сварку. Легендарная пара держалась только на честном слове. К тому же скульптура была собрана таким образом, что нормальная эксплуатация внутри невозможна. У памятника было много мест без доступа: руки тружеников, косынка колхозницы, ноги. Фактически добраться можно было только в торсовые части и в головы скульптуры. В таких условиях за памятником просто невозможно следить. Эта рука не отвалилась сама только чудом. Сейчас главная задача для проектировщиков связана с проектированием металлических несущих конструкций и промежуточного каркаса с условием доступа к каждому элементу. Изначально скульптуру демонтировали на 17 блоков. В процессе работы количество блоков увеличилось до 40. Меры необходимые: боялись повредить самое главное - оболочку из нержавейки. Рабо#ты по демонтажу велись в очень опасном режиме, поскольку финансировались они всего на один процент от сметной стоимости. Фактически всю скульптуру разобрали без специальных строительных конструкций - лесов, с вышки, которую предоставило МЧС, и с помощью крана. Деньги, предусмотренные постановлением правительства на восстановление монумента, не выдаются, так как нет проекта. До настоящего времени у мастерских нет возможности сделать проект - опять же нет денег на это. Деньги, выделенные московским правительством, до мастерской не дошли. Тормозится подготовка сметной документации тем, что до сих пор проводится экспертиза состояния металла скульптуры. - Более того, нет в России пока реставраторов такого уровня, которые могли бы этот проект довести до ума, - говорит Вадим Церковников, руководитель авторского коллектива по реставрации "Рабочего и колхозницы". - История реставрации насчитывает в нашей стране лет пятьдесят. Умеем восстанавливать купола храмов, здания. Но прецедента работы с довоенной листовой сталью не было. Это абсолютно уникальная задача - сохранить скульптуру Мухиной в первозданном виде. Новодел сделать легко - наставить заплаток из современного металла - и дешевле значительно, и быстрее получится. Сейчас мы собрали группу ученых из Минатома, Института стали и сплавов, НИИ металлоконструкций. Вместе мы должны выработать оптимальное сочетание технологий по работе с довоенным листовым металлом (он очень сильно отличается по своей структуре от современного. - Прим. ред.). В результате работа зашла в тупик. Обследование скульптуры не доведено до конца. Она в расчлененном виде хранится на складе. Изначально планировалось, что скульптура будет стоять на высоте, как и в Париже, 34,5 метра, а не на 10-метровом постаменте, как раньше. За скульптурой планировали построить многофункциональный торговый комплекс площадью 35 тыс. кв. м. Когда этот проект воплотится в жизнь, теперь не знает никто.
"Комсомольская правда"
|