2002-04-16 00:00:00
В минувшем году российские мебельщики произвели продукции на 21,6 млрд рублей. По сравнению с 2000 годом, когда стульев, диванов и стенок было выпущено на 18,1 млрд, это кажется если и не рывком, то хотя бы небольшим шагом вперед. Но в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России считают иначе, называя прошлогодний результат мудреным словом "дефляция". То есть в целом выпуск товаров не увеличился, а трехмиллиардная прибавка, которую ошибочно можно принять за производственное достижение, объясняется ростом цен на продукцию. Если перейти на поштучный подсчет, то выясняется, что мягкой мебели было выпущено примерно столько же, сколько в 2000 году, а количество шкафов и стульев пошло на убыль. К примеру, российские фабрики "сколотили" на 400 тысяч стульев меньше. Коли дела пойдут так и дальше, то россиянам скоро не на чем будет сидеть. Топтание на месте вновь привело к наращиванию импорта, доля которого на российском рынке до злопамятного августа составляла более 50%! После финансовых потрясений, постигших страну, российские производители, придавленные доселе итальянскими шкафами и немецкими кроватями, наконец-то свободно вздохнули. Но не надолго. Конкуренция есть конкуренция: ни отечественные ДСП, покрытые декоративной пленкой, которая через какое-то время начинает на глазах у гостей предательски отклеиваться, ни мягкая мебель, обивка которой протирается в два раза быстрее, чем китайские джинсы, не смогли тягаться даже с той же польской мебелью. Как тут не вспомнить грустную шутку мебельщиков: "Только в России заборы делают из досок, а мебель из опилок". Как таял потенциал возможностей, предоставленных девальвацией рубля в 1998 году, легко проследить по данным таможни. В 1999 году в страну было ввезено мебели на 222 млн долларов. В 2000 году уже на 276 млн долларов, а в прошлом году - на 300 млн. По экспертным оценкам, доля импорта на мебельном рынке страны выросла до 40%. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что мы тоже не #лыком шиты и можем пойти, так сказать, стенкой на стенку. По данным той же таможенной статистики, в 2000 году вывезено за рубеж мебели российского производства на 86 млн долларов, а в прошлом - на 100 млн. 33% объема этого экспорта идет в Германию, 9% в Швецию, 6% в Италию и 5% во Францию. Правда, по данным Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, главным образом в дальнее зарубежье экспортируется продукция в виде деталей и полуфабрикатов, а также наиболее материалоемкая и относительно недорогая продукция из древесины. И все же в любом случае импорт превышает объемы экспорта в три раза. Зарубежные мебельщики считают, что они вовсе не вытесняют российских производителей с рынка, а только заполняют свободную нишу - российские фабрики, работающие на полмощности, дескать не в состоянии удовлетворить покупательский спрос. В ассоциации полагают, что причина в другом: в снижении конкурентоспособности российской мебели по показателю цена - качество, а виной тому - рост цен на материалы, комплектующие изделия и услуги. Как сказано в аналитическом материале, подготовленном специалистами ассоциации, "в условиях ориентированности промышленности России практически полностью на внутренний рынок это является решающим фактором в сдаче позиций отечественными фирмами в секторе рынка для покупателей с низкими и средними доходами зарубежным". Кстати, у нас вообще покупают мало мебели. Если обратиться к статистике, то получится, что россияне спят и едят на полу: в России среднестатистический житель тратит на мебель в год около 10 долларов. В Западной Европе, например, этот показатель превышает 200 долларов. Поданным Госкомстата, производством мебели в России занято около 3 тысяч предприятий, из которых около 500 являются крупными и средними. На их долю приходится до 80% всей производимой мебели. Причем более 50% продукции изготавливается на 48 мебельных предприятиях, а около 20% производят подмосковные "Шатура" и "Электрогорскмебель". Как считают в Ассоц#иации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, еще одна беда состоит в том, что в России не научились современным методам торговли. Скверно налажен сбыт продукции. Большинство мебельных фабрик реализуют товары самостоятельно либо через сторонние торговые компании. И то и другое требует больших затрат и значительных товарных запасов готовой продукции. Кроме того, у многих российских производителей нет четкой программы освоения рынка. Это особенно заметно на фоне того, как приходят на российский рынок западные компании, не жалеющие денег на масштабные маркетинговые исследования и массированную рекламу. Так что мебельщикам предстоит выдержать нелегкую борьбу с иностранцами за свое место под солнцем. ("Версты")
Газета "Деловой Петербург"
|